Главная » События » Операция «Антикоррупция»

Отчет о деятельности департамента в 2011 году

Регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент), на основании Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.02.2008 № 26,  осуществляет реализацию региональной политики и осуществление государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к охотничьим ресурсам, сохранения и восстановления среды их обитания, а также рыболовства и охраны водных биологических ресурсов.

В соответствии с этим, специалистами департамента в 2011 году была проделана следующая работа.

  1. В 2011 году в рамках выставки «Рыбалка, охота и активный отдых на Волге», департаментом было организовано проведение межрегионального семинара по вопросам государственного регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. В семинаре приняли участие представители семи субъектов Приволжского федерального округа и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
  2. По оценке Министерства природных ресурсов и экологии РФ департамент занимает в Российской Федерации второе место по уровню и качеству исполнения полномочий в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

  3. Проведено расширенное заседание коллегии с участием представителей предприятий-охотпользователей Самарской области по вопросам осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и ведения государственного охотхозяйственного реестра.
  4. Выполнены в полном объеме мероприятия по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания в 2011 году.  Собраны и систематизированы сведения по всем охотничьим угодьям Самарской области, которых на сегодняшний день имеется 141.
  5. В частности, впервые сформирована структура охотничьих угодий, отражающая основные характеристики среды обитания охотничьих ресурсов на территории области.

    Структура охотничьих угодий Самарской области
    Категории среды обитания охотничьих ресурсов % от площади угодий
    Сельскохозяйственные угодья 69,88
    Леса 12,86
    Лугово-степные комплексы 5,29
    Внутренние водоемы 2,31
    Молодняки и кустарники 2,22
    Пойменные комплексы 1,48
    Болота 0,48
    Преобразованные и повреждённые участки 0,38
    Береговые комплексы 0,23
    Пустыни и камни 0,03
    Непригодные для ведения о/х участки 4,83

    Наиболее ценными угодьями для ведения охотничьего хозяйства являются участки покрытые лесом, общая площадь которых составляет 685,1 тыс. га.

    Особо ценные лесные массивы (национальный парк, памятники природы, государственные лесные полосы) занимают 20%; леса, выполняющие оздоровительные, санитарно-гигиенические функции (зеленые зоны городов), - 19%; запретные полосы лесов вдоль рек, дорог – 14%; леса, выполняющие, в основном, полепочвозащитные функции - 47%.

    Преобладающие породы: дуб (27%), липа (20%), осина (19%), сосна (14%), береза (9%). К остальным породам относятся клен, ясень, вяз, тополь, кустарники. Возрастная структура лесов распределена следующим образом: молодняки - 23%; средневозрастные – 47%; приспевающие (возраст, предшествующий возрасту рубки) – 13%; спелые (достигшие установленного возраста рубки) – 17%.

    Леса расположены на территории области крайне неравномерно. Если на юге области (в Алексеевском, Большеглушицком, Большечерниговском, Красноармейском, Пестравском районах) лесистость составляет всего 1,5%, то в северной части (в Ставропольском, Сызранском, Красноярском, Похвистневском, Шигонском районах) на долю лесов приходится до 22-26% площади.

    Свойственная лесам Самарской области мозаичная структура особенно благоприятна для обитания копытных животных, а также поддержания видового разнообразия флоры и фауны.

    Незначительный процент лесистости территории Самарской области, а также постоянное негативное антропогенное воздействие на животный мир сдерживают рост численности животных.

    В настоящее время средний бонитет охотничьих угодий области для копытных животных оценивается не выше IV класса.

    Имеющееся поголовье лосей близко к оптимальной, однако имеются предпосылки к значительному увеличению численности косули и оленей, как видов наиболее отзывчивых на специализированные биотехнические мероприятия. Для этого необходимо увеличить объемы работ направленных на сохранение и увеличение численности данных видов.

    Группировки оленей на территории области обитают на локальных участках угодий, не имеющих общих границ. Имеются обоснованные предпосылки для организации работ по дополнительному вселению оленей с целью формирования общего ареала обитания в пределах области.

    Важным условием устойчивого существования каждого вида копытных животных является обеспечение благоприятных факторов его обитания (качественный и количественный состав кормов, площадь пригодных угодий, наличие и доступность укрытий, путей свободной миграции) и других условий.

    При этом в настоящее время существенно возрастает роль воздействия человека. Регулирующие воздействия должны быть направлены на охрану среды обитания и самих животных, своевременное проведение обоснованных биотехнических мероприятий с целью «кормового удержания» животных в пределах охраняемых территорий охотничьих угодий, а также воздействие на численность и плотность населения животных для формирования необходимой структуры популяции, в которой репродуктивное поголовье было преобладающим. Для этого необходима организация грамотного изъятия необходимых половозрастных групп животных, в пределах установленных объемов.

    Данные о численности основных видов охотничьих ресурсов за период с 2007 по 2011 годы

    Вид животного Численность
    2007 года,
    тыс. особей
    Численность
    2008 года,
    тыс. особей
    Численность
    2009 года,
    тыс. особей
    Численность
    2010 года,
    тыс. особей
    Лось 2,75 2,55 2,80 2,33
    Кабан 6,5 7,75 7,98 7,83
    Косуля 5,8 7,11 7,55 6,47
    Олень благородный 0,51 0,60 0,59 0,53
    Пятнистый олень 0,17 0,24 0,20
    Заяц-русак 17,1 12,99 13,2 16,01
    Лисица 9,8 8,5 10,8 11,3
    Барсук 3,91 3,92 3,7 3,28
    Сурки 6,32 5,93 6,74 7,71
    Водоплавающая дичь 289,9 225,1 157,7 170,3

    Снижение общей численности копытных животных на территории области можно объяснить влиянием небывало жаркого лета 2010 года, следствием которого были пересыхание многих водоемов, массовые пожары в лесных и степных охотничьих угодьях, нанесшие  существенный ущерб среде обитания охотничьих ресурсов и, возможно, вызвавшие откочевки животных.

  6. В целях регулирования в сфере охотпользования и осуществления охоты, а также рационального использования охотничьих ресурсов департаментом изданы приказы:
    - приказ департамента охоты и рыболовства Самарской области от 22.02.2011 № 4-п «О проведении регулирования численности лисицы в 2011-2012 годах на территории Самарской области»;
    - приказ департамента охоты и рыболовства Самарской области от 23.03.2011 № 8-п «О разделении территории Самарской области на южные и северные районы при проведении добывания пернатой дичи в весенний период 2011 года»;
    - приказ департамента охоты и рыболовства Самарской области от 23.03.2011 № 9-п «Об установлении нормы допустимой добычи и нормы пропускной способности охотничьих угодий при охоте на токующих самцов тетеревов в весенний период на территории Самарской области»;
    - приказ департамента охоты и рыболовства Самарской области от 28.03.2011 № 10-п «О корректировке сроков добывания пернатой дичи в весенний период 2011 года на территории Самарской области»;
    а также издано распоряжение департамента охоты и рыболовства Самарской области от 18.01.2011 № 7-р «О проведении зимнего маршрутного учета охотничьих животных на территории Самарской области в 2011 году».

    Проводимое регулирование численности лисицы позволяет дополнительно (помимо любительской охоты) ежегодно изымать от 200 до 400 особей этого вида, что обеспечивает стабилизацию численности.

  7. Департаментом подготовлено Постановление Губернатора Самарской области от 02.09.2010 №72 «Об утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов на территории Самарской области на период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года». Проекты лимитов квот добычи охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2010 года по 1 августа 2011 года прошли общественные обсуждения во всех муниципальных районах Самарской области и получили положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  8. Объемы установленных лимитов составляют:
    лось - 115 особей, в том числе взрослые самцы во время гона - 3 особи, в возрасте до одного года - 9 особей;
    благородный олень - 15 особей в возрасте старше 1 года;
    пятнистый олень - 11 особей, в том числе взрослые самцы во время гона - 2 особи, в возрасте до одного года - 1 особь;
    косуля (сибирская) - 329 особей, в том числе взрослые самцы во время гона - 9 особей, в возрасте до одного года - 83 особи;
    кабан - 2243 особи, в том числе в возрасте до одного года - 1390 особей;
    барсук - 177 особей.

  9. Департаментом разработаны и проходят необходимые согласования Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Самарской области. Данные требования позволят максимально обеспечить эффективность работ по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также в полном объеме возмещать наносимый ущерб.
  10. Департаментом разработана концепция областной целевой программы развития охотничьего хозяйства на территории Самарской области.

    Реализация данной программы позволит:

  11. увеличить численность охотничьих ресурсов;
    интенсифицировать охотничье хозяйство;
    увеличить объем и повысить качество оказываемых услуг в области охоты;
    увеличить объем производства и переработки охотничьей продукции;
    расширить строительство объектов охотничьей инфраструктуры;
    повысить привлекательность Самарской области в сфере экологического и охотничьего туризма.

  12. В целях снижения угрозы возникновения АЧС на территории Самарской области на территории закрепленных и общедоступных охотничьих угодий разработан «Комплексный план мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Самарской области».
  13. В рамках данного плана организован отбор проб и сдача их на анализ в ветеринарные учреждения для мониторинга ситуации по АЧС в соответствие с графиком.

    В связи с возникновением угрозы возникновения АЧС в декабре 2011 издано распоряжение департамента «О проведении мероприятий по предотвращению распространения африканской чумы свиней на территории Самарской области» с указанием районным специалистам необходимых мероприятий. Направлены две телефонограммы в адрес охотпользователей и ГБУ Самарской области в перечнем первоочередных задач и мероприятий направленных на предупреждение заноса и распространения АЧС в области. Кроме этого ведется еженедельный мониторинг миграции кабанов из Саратовской и Оренбургской областей.

    На прошедшем в декабре 2011 года заседании комиссии по предупреждению заноса и распространения АЧС на территории Самарской области, с докладами по вопросу «Выполнение комплексного плана мероприятий по предупреждению заноса и распространения АЧС на территории Самарской области» выступили руководители Россельхознадзора по Самарской области, департамента ветеринарии Самарской области и департамента охоты и рыболовства Самарской области. В соответствии с ее решениями, в целях недопущения распространения АЧС на территории Самарской области организовано проведение комплекса мероприятий.

Регулирование в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов

В рамках исполнения возложенных на департамент полномочий в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в текущем году проведена следующая работа:

  1. Распределены квоты и объемы добычи (вылова) водных биологических ресурсов между пользователями. На Саратовское водохранилище выделено 638,25 т, на Куйбышевское водохранилище 300,63 т, на водоемы Заволжья 16,4 т.
  2. Проведен конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, по результатам которого, рыбопромысловый участок «Ширяевский» предоставлен в пользование Рыболовецкой артели «Печерская».
  3. Совместно с министерством здравоохранения и социального развития Самарской области ежегодно организуются областные конкурсы по лову рыбы среди инвалидов.
  4. Проведение таких соревнований уже стало традицией. Самый первый конкурс был организован в сентябре 2009 года в Кинельском районе. Второй турнир прошел в марте 2010 года на Саратовском водохранилище в районе населенного пункта Екатериновка, третий - в июне 2010 года на п. Мартыниха Пестравского района, зимний турнир 2011 года  - на Саратовском водохранилище.

    Целью конкурсов является повышение толерантности общества к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья, оказание содействия инвалидам в социальной интеграции, а также развитие дружеских и спортивных связей среди этой категории людей.

  5. Представители департамента активно принимали участие в совещаниях, круглых столах, рабочих группах проводимых Государственной Думой Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству, Правительством Самарской области, Самарской Губернской Думой, Общественной палатой Самарской области, Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства, ФГБУ «Средневолжрыбвод», Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и другими органами и организациями по вопросам рыбохозяйственной деятельности на территории Самарской области. Кроме этого, два сотрудника департамента входят в состав Средне-Волжского научно-промыслового совета Волжско-Каспийского рыбохозяйственного совета, где представляют интересы Самарской области в области рыболовства.
  6. Особенно тесно в уходящем году велась работа с рыболовной общественностью области (обществами охотников и рыболовов, интернет сообществом «Самарафишинг», региональной общественной организацией «Рыболовы Самарской области») и депутатами Самарской Губернской Думы.

    Внесены изменения в Перечень рыбопромысловых участков Самарской области. В целях соблюдения прав граждан на свободное и бесплатное любительское и спортивное рыболовства, недопущения нарушения прав собственников прудов и обводненных карьеров из вышеуказанного Перечня исключено 32 рыбопромысловых участка. 

    Ликвидированы все рыбопромысловые участки, предназначенные для организации любительского и спортивного рыболовства и расположенные на Куйбышевском и Саратовском водохранилищах.

  7. Совместно с ФГБУ «Средневолжрыбвод» департаментом была проделана работа по осуществлению мониторинга водных биологических ресурсов на территории Самарской области. Проведено более 20 выездов, изучен состав промысловых уловов на Куйбышевском и Саратовском водохранилищах.
  8. Создана комиссия по определению границ рыбопромысловых участков Самарской области, в состав которой вошли все заинтересованные стороны: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Самарской области, представители муниципалитетов области, общественных организаций и объединений, научных организаций.
  9. Деятельность комиссии продолжается, проводится пересмотр перечня рыбопромысловых участков Самарской области, границ и целевого их назначения, с целью устранения ограничений прав граждан на свободное и бесплатное любительское и спортивное рыболовство, а также рассматриваются вопросы о включении в вышеуказанный перечень новых участков.

  10. Специалисты департамента принимали активное участие в разработке областного закона «О рыболовстве». Проект закона был внесен в Самарскую Губернскую Думу и принят в первом чтении.
  11. Подготовлено более 20 официальных отзывов на проекты федеральных законов, связанных с рыбохозяйственной деятельностью на территории Российской Федерации.
  12. После активного обсуждения с рыболовной общественностью, департаментом подготовлены и направлены в адрес Росрыболовства предложения по Правилам рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, а также по проекту Федерального закона «О любительском рыболовстве».
  13. По Правилам рыболовства предложено:
    изменить сроки весеннего запрета;
    внести изменения в перечень разрешенных орудий лова для промышленного рыболовства;
    запретить производить траловый лов на мелководных участках водохранилищ (глубина 6 и менее метров) и их заливах;
    конкретизировать и более четко описать понятие «Прилов водных биоресурсов», механизм его подсчета, процентного соотношения, видового состава;
    ввести ограничения на нахождение на водоеме, на берегу водоема, а также в пределах рыбоохранной зоны с орудиями лова, применение которых в данное время запрещено, с взрывчатыми и отравляющими веществами.

    Из всех предложений департамента, была поддержана и введена в Правила рыболовства норма о запрете на траловый лов на мелководных участках водохранилищ и их заливах.

    В проект федерального закона «О любительском рыболовстве», предложено:
    определить понятия «любительское рыболовство», «спортивное рыболовство», «организация любительского и спортивного рыболовства»;
    урегулировать особенности осуществления рекреационного рыболовства и подводной рыбалки;
    определить зоны, на которых не может осуществляться любительское и спортивное рыболовство (зимовальные ямы, паспортизированные нерестилища и т.д.);
    определить круг прав и обязанностей гражданина, осуществляющего любительское и спортивное рыболовство, а также обязанности пользователя рыбопромыслового участка, предоставленного для организации любительского и спортивного рыболовства;
    предоставить пользователям рыбопромысловых участков, право на воспроизводство водных биологических ресурсов и мелиорацию водных объектов;
    определить взаимоотношения гражданина, осуществляющего любительское и спортивное рыболовство, с собственником «частного» водного объекта, а также с пользователями рыбопромысловых участков предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, товарного рыбоводства и промышленного рыболовства;
    определить перечень услуг, предоставляемых в области любительского и спортивного рыболовства;
    предоставить органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации право утверждать правила рыболовства на водных объектах рыбохозяйственного значения соответствующего субъекта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

  14. Ведется работа по уточнению параметров рыбопромысловых участков Самарской области.
  15. Подготовлено более 50 ответов на запросы граждан и организаций.
  16. В целях долгосрочного, устойчивого и динамичного развития рыбной отрасли региона департаментом разработана концепция областной целевой программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Самарской области на 2012 – 2016 г.г.».
  17. С учетом требований федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Водного и Земельного кодексов, а также сложившейся судебной практики, департаментом разработаны  и направлены главам муниципальных образований Самарской области методические рекомендации по предоставлению в пользование водных объектов.
  18. В рамках освоения выделенной в 2011 году из федерального бюджета субвенции, заключены договора с Саратовским отделением ГосНИОРХ на выполнение научных работ по теме: «Предложения по формированию рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства, организации любительского и спортивного рыболовства, товарного рыбоводства на территории Самарской области».
  19. Кроме того, с данной организацией был заключен государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Разработка рекомендаций по оптимальному использованию водных биологических ресурсов Саратовского водохранилища в пределах Самарской области».

    В рамках этой работы разработаны паспорта рыбопромысловых участков, расположенных на Саратовском водохранилище, определены участки для ведения тралового лова, проведены исследования по оценки влияния любительского и спортивного рыболовства на общий объем вылова водных биологических ресурсов.

    Данные исследования направлены на более рациональное и эффективное использование водных биологических ресурсов на территории Самарской области.

  20. Разработаны паспорта и технологические карты межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных услуг, оказываемых управлением охраны животного мира в области рыболовства.
  21. Данная работа позволит в ближайшее время получать ряд государственных услуг в электронном виде. Это предоставление права пользования рыбопромысловым участком, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, распределение квот и объемов вылова водных биологических ресурсов между пользователями.

  22. Представители департамента входят в состав государственной комиссии по выпуску молоди ценных рыб в водоемы Самарской области, активно участвуя в ее работе. Ежегодно в водоемы области в присутствии специалистов департамента выпускается более 500 тыс. штук молоди стерляди и более миллиона штук растительноядных видов рыб и сазана. В текущем году выпущено около 600 тыс. штук стерляди и 1500 тыс. штук других видов рыб.
Работа в данном направлении продолжается.

О деятельности департамента по осуществлению федерального государственного охотничьего надзора и о выявляемых нарушениях в данной сфере

Департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим  государственную политику и государственное управление в области охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, рыболовства и охраны водных биологических ресурсов в целях обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия. 

Основополагающим полномочием департамента является осуществление федерального государственного охотничьего надзора на территории Самарской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Целью федерального государственного охотничьего надзора является обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. На федеральный государственный охотничий надзор распространяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ). Таким образом, федеральный государственный охотничий надзор подразделяется на плановый и внеплановый, ограничены его сроки и периодичность, для охотпользователей установлены гарантии защиты их прав и законных интересов при проведении проверок государственными охотничьими инспекторами. Особые гарантии защиты установлены для охотпользователей – субъектов малого и среднего предпринимательства.

С момента образования департамента проведено 141 плановая и внеплановая проверка, по результатам которых выдано 50 предписаний по устранению выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Всего проведено 86 плановых проверок. Проверками охвачены все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование охотничьими ресурсами. Основанием для проведения внеплановых документарных проверок, являлось возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 294-ФЗ, в связи установлением карантина по бешенству животных постановлениями Губернатора Самарской области.

В 2011 году в ходе проведения всех проверок, как плановых, так и внеплановых выявлены нарушения обязательных требований. По итогам проверок составлено 19 административных протоколов за нарушения правил пользования животным миром. 19 должностных лиц охотпользователей привлечены к административной ответственности.

Основными нарушениями, выявленными в результате проверок являются:
– превышение нормативов численности охотничьих ресурсов,  в частности лисицы, установленные приказом Минприроды РФ от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов»;
– непринятие мер по организации мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов с целью предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, использованию ветеринарных препаратов для профилактики и лечения болезней охотничьих ресурсов, в соответствии с требованиями «Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней», утвержденного приказом Минприроды РФ от 10.11.2010 № 491;
– нарушения «Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов», утвержденного приказом Минприроды РФ от 23.04.2010 № 121. (Как правило –  ненадлежащее заполнение разрешений на добычу охотничьих ресурсов, отсутствие заявлений на выдачу разрешений).

Основная масса нарушений, выявленных по результатам проверки, устранена, что говорит о высокой степени ответственности охотпользователей при ведении охотничьего хозяйства. 

В настоящее время на территории Самарской области сформировалась и действует система охотпользования. На сегодняшний день долгосрочное пользование охотничьими ресурсами осуществляют 82 юридических лица в 130 охотничьих хозяйствах.

Положительным результатом охотпользования следует отметить повышение уровня воспроизводственных мероприятий, уменьшение случаев нарушений правил охоты (в тех охотхозяйствах, где этому вопросу уделяется особое внимание) и как следствие – увеличение численности основных видов охотничьих животных).

Об осуществлении надзора за соблюдением гражданами правил охоты

Не менее важным в деле сохранения охотничьих ресурсов является надзор за соблюдением гражданами требований законодательства в области природопользования.

За период деятельности департамента (с апреля 2008 года) составлено 2058 протоколов об административных правонарушениях. Ежегодно сотрудниками департамента выявляется несколько сотен правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Благодаря наработке профессиональных навыков количество выявляемых административных материалов с каждым годом увеличивается.

Наиболее частыми нарушениями правил охоты (часть 1 статьи 8.37 КоАП РФ) являются такие, как провоз собранного незачехленного оружия  и производство охоты  без необходимых по закону документов; нарушениями правил охраны среды обитания животных (статья 8.33 КоАП РФ) – установка сетей, то есть изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции. Случаи обжалования административных постановлений департамента чрезвычайно редки (8 за почти четыре года; все жалобы оставлены судами без удовлетворения и только по одной санкция изменена на устное замечание).

Динамика количества составленных протоколов по годам
Виды нарушений Годы Итого
2008 2009 2010 2011
8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных 3 101 305

238

647

8.37 Нарушение правил охоты 175 480 424 437 1516

Динамика сумм наложенных штрафов по годам (в тыс. руб.)
Виды нарушений Годы Итого
2008 2009 2010 2011
8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных

1,3

55

104,3

74

234,6

8.37 Нарушение правил охоты 193 547 478,7 526,6 1745,3

Динамика изменения количества составленных протоколов по годам в процентном соотношении к предыдущему году
Виды нарушений Годы
2009-2008 2010-2009 2011-2010
8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных + 3267% + 202% - 22%
8.37 Нарушение правил охоты + 174% - 12% + 3%

 

Динамика изменения сумм наложенных штрафов по годам в процентном соотношении к предыдущему году
Виды нарушений Годы
2009-2008 2010-2009 2011-2010
8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных + 4030% + 89% - 29%
8.37 Нарушение правил охоты + 183% - 13% + 10%

Динамика сумм оплаченных штрафов по годам (в тыс. руб.)
Виды нарушений Годы Итого
2008 2009 2010 2011
8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных 0,5 40,1 78,3 53,2 172,1
8.37 Нарушение правил охоты 134 338,9 336,6 352,9 1162,4

Динамика изменения сумм оплаченных штрафов по годам в процентном соотношении к предыдущему году
Виды нарушений Годы
2009-2008 2010-2009 2011-2010
8.33 Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных + 7920% + 95% - 32%
8.37 Нарушение правил охоты + 153% - 1% + 5%

Возмещение ущерба объектам животного мира и среде их обитания (в тыс. руб.)
  Годы Итого
2008 2009 2010 2011
Предъявлено исков, претензий, тыс. руб. 77,4 196,24 223,37 310,6 807,61
Взыскано по ним, тыс. руб. 77,4 99,59 160,01 327,2 664,2
% взыскания 100 50,7 71,6 105,3 82,2

В соответствии с распоряжением руководителя департамента от 24.11.2011 № 173-р сотрудниками управления контроля и оперативного надзора в ноябре – декабре 2011 года организовано авиапатрулирование охотничьих угодий Самарской области по выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Авиапатрулированием были охвачены все муниципальные районы. В результате взаимодействия вертолёта, мобильной наземной группы сотрудников департамента и районными специалистами проверено около сотни охотников, составлено более двух десятков протоколов за нарушения правил охоты.

Эффективной мерой по выявлению фактов нарушений являются совместные рейды должностных лиц департамента, как со штатными работниками охотхозяйств, так и с работниками правоохранительных органов и с инициативными представителями общественности. Между департаментом и ГУВД по Самарской области заключено соглашение о взаимодействии в целях совместной реализации полномочий на основе предупреждения, выявления, пресечения правонарушений и преступлений в области охраны объектов животного мира  и среды их обитания. В рамках данного соглашения эффективно проводятся плановые и внеплановые рейды по охране охотугодий от браконьеров, осуществляется взаимодействие при возникновении внештатных ситуаций и получения оперативной информации о фактах незаконной охоты. В 2011 году сотрудниками департамента проведено 3485 рейдов, проверено граждан 8930. Из всего количества рейдов проведено совместных рейдов:

  1. с представителями общественности – 865;
  2. со штатными работниками охотхозяйств – 568;
  3. с работниками правоохранительных органов – 130.

Департаментом выявлено 89 случаев незаконной охоты по признакам преступлений по статье 258 Уголовного кодекса Российской Федерации и направлены соответствующие заявления в органы внутренних дел.

  Направлено заявлений Возбуждено дел Осуждено человек
2008 г. 11 1 1
2009 г. 23 2 2
2010 г. 32 0 0
2011 г. 23 1 2
Итого 89 4 5

В качестве свежего примера приводится информация о приговоре по уголовному делу, имевшему место в Красноярском районе. 

Специалистами департамента был выявлен факт незаконной охоты с применением механического транспортного средства группой лиц по предварительному сговору.

Судебное следствие установило, что вечером 17.03.2011 жители села Старый Буян Александр К. и Владимира К., действуя с умыслом на незаконный отстрел дикого животного, вступили между собой в предварительный сговор, распределив между собой роли. Взяв с собой охотничье гладкоствольное ружье модели «ТОЗ-63» и фароискатель, поехали на машине «ВАЗ 2108» под управлением Александра К. из с. Старый Буян в направлении с. Новый Буян. Двигаясь по автомобильной трассе, расположенной на территории охотничьего угодья «Новобуянское», в районе с. Николаевка Владимир К., освещая фароискателем обочину дороги, увидел косулю. Продолжая свои преступные действия в соответствии с заранее распределенными ролями, Владимир К., находившийся на переднем пассажирском сиденье, произвел выстрел из ружья, причинив косуле телесные повреждения, не совместимые с жизнью. Согласно протоколу вскрытия от 18.03.2011 № 4, смерть животного наступила в результате огнестрельного ранения грудной клетки и брюшной полости. Своими действиями Александр К. и Владимира К. уничтожили объект животного мира, причинив ущерб государству на сумму свыше 40 тысяч рублей.

Браконьеры были задержаны сотрудниками департамента на месте преступления.

Прокуратура Красноярского района Самарской области поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении жителей села Старый Буян Александра К. и Владимира К.

В судебном заседании подсудимые свою вину признали полностью.

Приговором Красноярского районного суда Самарской области от 31.05.2011 указанные граждане признаны виновными в незаконной охоте с применением механического транспортного средства группой лиц по предварительному сговору и осуждены по ч. 2 ст. 258 УК РФ к одному году лишения свободы условно с испытательным сроком один год.

Приговор вступил в законную силу.

По выявленным фактам незаконной добычи охотничьих животных браконьерам направляются претензии для добровольной оплаты нанесенного ущерба, в случаях отказа от добровольной оплаты производится взыскание материального ущерба через суд. Всего за весь период работы департамента предъявлено претензий и исков на сумму около 3 млн. рублей.

Информация управления финансово-хозяйственной деятельности

В целях реализации статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее –  Закон об охоте) и в соответствии с приказом от 6.09.2010 № 345 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент) осуществляет сбор, хранение документированной информации, внесённой в государственный охотхозяйственный реестр об охотничьих ресурсах, об их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Реестр состоит из 8 разделов, обеспечивающих систематизацию сведений, содержащихся в Реестре. При ведении Реестра осуществляется обмен информацией с другими государственными структурами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Документированная информация, представляется в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Информация для внесения в Реестр представляется охотпользователями лично или направляется по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении и описью вложения. Информация, входящая в состав Реестра, представляется гражданам и организациям на безвозмездной основе на основании запроса.

В течение 30 дней с момента поступления запроса о предоставлении информации из Реестра уполномоченный орган предоставляет выписку из Реестра в письменной форме или направляет мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемой информации в случае, если такая информация не относится к общедоступной.

Для получения более полной информации о состоянии охотничьих ресурсов и среды их обитания н6а территории Самарской области департаментом проводится ежегодный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания.

Данные мониторинга являются основой при утверждении лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов.

Постоянно проводятся биотехнические мероприятия, направленные на увеличение численности охотничьих ресурсов. Проведение этих мероприятий, а также организация зимней подкормки охотничьих ресурсов, позволили увеличить квоты на добычу охотничьих ресурсов почти в два раза по сравнению с 2008 года.

В соответствии с Законом об  охоте и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.01.2011 № 13 «Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета» департамент осуществляет с 1 июля 2011 года предоставление государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца (далее – охотничий билет).

По статистическим данным на территории Самарской области 68995 охотников, имеющих гладкоствольное и нарезное охотничье оружие.

С 1 июля 2011 года по настоящее время оформлено более 15 тыс. охотничьих билетов. Данные об охотниках вносятся в охотхозяйственный реестр.

На реализацию государственной политики и государственное управление  в области охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания, рыболовства и охраны водных биологических ресурсов  департаменту из областного и федерального бюджетов в 2010 год было выделено 56 573,0 тыс. рублей, фактически израсходовано – 55 263,8 тыс. рублей.

На эти же цели в 2011 году из областного  и федерального бюджетов выделено 94 669,7 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета:
- на обеспечение деятельности департамента – 43 812,1 тыс. рублей;
- на обеспечение деятельности государственного бюджетного учреждения Самарской области «Управление охотничьих и водных биологических ресурсов» - 43 822,1 тыс. рублей,
из федерального бюджета субвенции:
- на осуществление полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных  соглашений - 6 547,3 тыс. рублей;
- на реализацию полномочий в области охраны и использования объектов животного мира – 297,8 тыс. рублей;
- на организацию, регулирование и  охрану  водных биологических ресурсов – 190,4 тыс. рублей.

Как департамент реализует политику государственных услуг?

В настоящее время правительством Российской Федерации и правительством Самарской области в том числе, особое внимание уделяется развитию информационного общества и созданию электронного правительства.  Это в значительной степени повысит эффективность функционирования органов власти, обеспечит более продуктивное взаимодействие государства и гражданина.

Самарская область является одним из трех пилотных регионов, где создается система межведомственного электронного взаимодействия, которая предусматривает значительное сокращение перечня документов, запрашиваемых у граждан и организаций при обращении в орган исполнительной власти, оказывающий государственную услугу. Проще говоря, собирать многочисленные справки после внедрения этой системы будет не нужно. С декабря 2011 года департамент приступил к внедрению принципа "единого окна" при котором прием документов от граждан и организаций осуществляется в упрощенной форме без необходимости предоставления дополнительных справок из других государственных органов.

Департамент охоты и рыболовства Самарской области предоставляет гражданам и организациям 11 государственных услуг,  6 из которых с февраля 2012 года будут выполняться в рамках межведомственного электронного взаимодействия.  В частности, граждане, подавшие заявление на получение охотничьего билета единого федерального образца, проверяются на наличие судимости по базам данных МВД России. Из Управления федеральной налоговой службы по Самарской области в департамент будут поступать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области поступят выписки из единого государственного реестра прав собственности. В результате государственные услуги становятся более доступными, сокращаются сроки их оказания и снижаются административные издержки со стороны граждан и организаций.

С целью повышения уровня информированности граждан о деятельности департамента, в сети Интернет создан  и успешно функционирует официальный сайт, на котором размещены  организационная структура и адресно-справочная информация, оперативно обновляется информация о реализуемых департаментом программах и проектах, а также нормативные правовые акты.

Как обстоят дела с использования информационных технологий в департаменте охоты и рыболовства?

Вопрос информатизации департамента стоит не на последнем месте. Все рабочие места оснащены современной компьютерной техникой и специализированным программным обеспечением. Расширение серверного парка позволило запустить в эксплуатацию специально разработанный программный комплекс по ведению охотхозяйственного реестра и учета административных правонарушений.

Кроме этого департамент принимает участие в формировании информационных систем, разработчиками которых являются другие органы исполнительной власти Самарской области, такие как департамент информационных технологий Самарской области, министерство здравоохранения Самарской области. В настоящее время, в рамках проекта региональной геоинформационной системы, проводятся работы по нанесению границ охотничьих угодий на электронную карту Самарской области, результаты которых, в последствии, могут быть использованы в гражданских навигационных системах.

Важную роль играет вопрос организации защиты персональных данных, в этом году все служащие департамента прошли соответствующее обучение, постоянно совершенствуется правовая база и техническое оснащение по предотвращению утечек информации.


© 2010-2016 Департамент охоты и рыболовства Самарской области