Охотникам: о выдаче разрешений и путевок охотпользователями в закрепленных охотничьих угодьях

Охотникам: о выдаче разрешений и путевок охотпользователями в закрепленных охотничьих угодьях

В последнее время участились случаи жалоб физических лиц (охотников) на действия охотпользователей (организаций заключивших охотхозяйственных соглашения), связанных с отказом выдачи разрешений и путевок, необходимых для охоты. Например, нередко поступают сведения о необоснованном завышении охотпользователями цен на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства, безосновательном уклонении от заключения договора и т.п.

В пределах своей компетенции департамент охоты и рыболовства Самарской области (далее – департамент) считает возможным отметить следующее.

Как следует из ч. 3 ст. 14 Федерального закона  от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Таким образом, для законного осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях необходимо иметь 2 документа: путевку и разрешение на добычу охотничьих ресурсов.

При этом путевка является документом, подтверждающим заключение договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства, а разрешение же подтверждает право на добычу охотничьих ресурсов.

 

В первую очередь, департамент считает возможным обратить внимание охотпользователей на то, что в соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

 

Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

 

Относительно выдачи разрешения необходимо отметить, что Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее – Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379. Порядок содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения (п. 17 Порядка).

В соответствии с пунктами 3, 4, 11 приложения 2 указанного Порядка физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре (далее – заявитель), для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов (далее – разрешение) представляет охотпользователю заявление лично либо его уполномоченным представителем, или по почте заказным письмом с уведомлением и описанием вложения. В заявлении указываются: фамилия, имя, отчество заявителя; вид охоты, который предполагается осуществлять; сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве; предполагаемые сроки охоты; места охоты; дата выдачи охотничьего билета и его учётные серия и номер.

В соответствии с пунктом 13 приложения 1 Порядка, охотпользователь при личном представлении заявления в течение одного рабочего дня, а при получении заявления по почте в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплектности, прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений, оформляет и выдает заявителю разрешение, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении, или направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 приложения 1 Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.

Для того чтобы в дальнейшем охотник имел возможность доказать факт своего обращения с заявлением к охотпользователю, департамент рекомендует охотникам все действия совершать в письменной форме и обязательно получать подтверждения совершения действий. Например, если охотник обращается лично, необходимо обязательно оставить себе копию заявления с отметкой охотпользователя о его получении. В случае если охотпользователь тем или иным образом препятствует подаче заявления лично, следует направлять заявление заказным письмом.

Это необходимо для того, чтобы охотник мог доказать факт обращения. В противном случае, департамент не имеет возможности принять какие-либо меры к охотпользователю лишь на основании утверждений охотников.

Пунктом 17 приложения 1 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения в закреплённые охотничьи угодья заявителю, а именно: если заявитель представил заявление и прилагаемые к нему документы, которые не соответствуют требованиям порядка подачи заявок и заявлений или содержат недостоверные сведения; если в отношении охоты в охотничьих угодьях, отдельных видов охотничьих ресурсов или охотничьих ресурсов, определенных пола и возраста, указанных в заявлении, правилами охоты и (или) решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) установлены запреты в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ; если указанные в заявлении сроки охоты не соответствуют срокам охоты, установленным в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ; если при выдаче заявителю разрешения будут превышены установленные лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов либо нормативы и нормы в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов; если в отношении указанных в заявлении охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи, не утверждены лимиты (квоты) добычи охотничьих ресурсов.

Получение разрешения осуществляется заявителем лично на основании предъявляемого заявителем охотничьего билета либо его уполномоченным представителем по предъявлении документа, удостоверяющего личность, и доверенности.

В целях разрешения сложившейся ситуации, связанной с затруднениями в реализации законных прав на осуществление охоты в закрепленных охотничьих угодьях и получения разрешений, департамент рекомендует неукоснительно соблюдать процедуру подачи заявления, предусмотренную Порядком и описанную выше.

При этом необоснованный отказ охотпользователя в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов по основаниям не предусмотренными порядком, влечет за собой административную ответственность по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ. В этом случае Вы можете обратиться в департамент, приложив копию отказа охотпользователя в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Относительно выдачи путевки (заключения договора на оказание услуг в сфере охотничьего хозяйства) департамент считает, возможным заметить, что в силу положений действующего законодательства департамент не вправе вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность охотпользователей и не вправе регулировать цены на услуги в сфере охотничьего хозяйства. В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, департамент не имеет возможности принять какие-либо меры в отношении охотпользователей в части выдачи путевки.

При этом, необходимо иметь в виду, что в зависимости от конкретной причины и оснований жалобы охотпользователь вправе обратиться в иные органы государственной власти за защитой своих прав и законных интересов.

Например, если речь в обращении идёт о завышенной цене услуги, охотник может обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (адрес: 443068, г. Самара, ул. Ерошевского, д. 3А) с жалобой на нарушение ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (монопольно высокая цена).

В случае если охотник имеет какие-либо претензии к охотпользователю как потребитель услуг, он вправе обратиться также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (443079, г. Самара, проезд Георгия Митирева, д. 1).

Также Вы вправе в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса РФ обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Департамент еще раз подчеркивает, что охотнику в любом случае необходимо будет каким-либо образом доказать наличие нарушений своих прав и законных интересов.

 

Кроме того, департамент считает возможным также обратить внимание всех заинтересованных охотников на право обратиться в департамент за разрешением на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Самарской области.